Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог по безработице в Беларуси 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.
Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.
Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.
Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.
Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.
Внимание!
Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:
горячее водоснабжение
теплоснабжение
газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)
Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.
Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.
Работа специально созданных комиссий будет направлена на:
создание рабочих мест
содействие в трудоустройстве
представление временной работы
переобучение
По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.
Сколько составляет налог на тунеядство в Беларуси в 2021 году
В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.
В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.
Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.
Налог по безработице в беларуси 2021
Автоюрист
Без рубрики
Брак и семья
Гражданское право
Документы
ИП
Налоги
Недвижимость
Трудовое право
Экономика
Юридические лица
Суть декрета такова: тот, кто не платил налоги в бюджет 183 дня в этом году, обязан компенсировать это уплатой 20 базовых величин в следующем году. Главный вывод один: главное – пополнять государственный бюджет, компенсируя свое нежелание работать. В декрете четко указано, кому платить не нужно:
несовершеннолетние;
пенсионеры;
те, кто имеет инвалидность любой группы;
мамы детей, не достигших семилетнего возраста;
родители троих и более детей;
опекуны ребенка-инвалида возрастом до 18 лет;
те, кто проживает на территории Беларуси меньше 183 дней в году.
Работать с тунеядцами в этом году будут и дальше, но тех, кто найдет работу, исключат из списка. А еще стали возмещать 100% уплаченного налога. Решение об этом принимает комиссия, но пока отнюдь не понятно, каким образом деньги вернутся назад. Список услуг пока формируется. Декретом предусмотрено освобождение от налогов. Что касается отсутствия рабочих мест, то решать этот вопрос должны местные власти.
За время действия декрета налог заплатили 54000 граждан. Это пополнило бюджет государства на 16,3 млн. рублей. С другой стороны, повлекло волнения и судебные тяжбы, митинги и недовольство среди белорусов. Из-за этого действие закона было приостановлено, и в 2017 году сбор не взимали. А тем, кому платить пришлось, налоговые деньги вернули.
Чтобы вернуть деньги, нужно подать заявление в налоговую и предъявить паспорт. Сделать это можно самому или через доверенное лицо, оформив доверенность нотариально. Заполнение заявления производится по приведенному в законе образцу. В нем непременно указывается один из двух возможных способов возврата:
На банковский счет любого банка республики. В таком случае указываются все реквизиты финансовой организации (название банка, номер счета, валюта и код банка).
Наличные, которые можно получить в Сбербанке Беларуси.
Срок возврата по закону занимает один месяц.
25 января 2018 года указом Лукашенко декрет «О тунеядстве» отменен. Теперь безработные жители могут спать спокойно. Никаких выплат в бюджет им больше делать не нужно. Теперь стимулировать граждан к работе начнут иными методами. Уклоняющиеся от работы будут лишаться субсидий при оплате за разные виды услуг, таких как образование, медицина и коммунальные платежи. А еще комиссии займутся проведением обучающих курсов. Кто знает, поможет ли такой вариант в решении данной проблемы, но есть надежда на то, что акции протеста прекратятся.
Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.
В ответ звучали серьезные возражения:
По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.
Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.
Пособие по безработице в республике Беларусь
Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:
Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин.
Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».
Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).
Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль декларирования доходов и имущества.
В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:
недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
лица до 18 лет;
граждане пенсионного возраста;
воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);
Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:
проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
отработавшие полный сезон на сезонных работах;
работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.
Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в городах, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.
Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.
С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:
«налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.
Так с 1 января 2019 года те, кто не работает без объективных на то причин, должны оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября платить по экономически обоснованным тарифам также за газоснабжение и теплоснабжение.
Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.
Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.
По словам заместителя начальника управления по труду, занятости и социальной защите Крупского райисполкома Тамары Карань, на сегодняшний день у них более 200 вакансий. Если учесть, что население Крупского района порядка 23 тысяч — рабочих мест предостаточно. Второй вопрос, есть ли желание у человека идти работать.
— Есть человек хочет найти себе работу — найдет обязательно, — считает специалист. — У нас много вакансий в сельской местности — на местных предприятиях. И что интересно, рабочих вакансий не так много, в основном требуются специалисты с образованием, профессией. Такие, как ветврачи, агрономы, инженеры. С началом сезона нужны и полеводы, животноводы. Как и в любом другом районе, не хватает врачей. Открылся и строительный сезон, соответственно, нужны строители. Также необходимы работники на пилорамы, которых у нас в районе много. Там требуются физически крепкие мужчины.
Тамара Карань подчеркнула, что многие занялись ремесленничеством и открыли свое дело, оформив ИП. Особенно, когда узнали о том, что государство для этого выделяет субсидии. Это безвозмездная выплата на организацию своего дела. Ничего общего с кредитом, который нужно вернуть с процентами, субсидия не имеет. Но выплата предоставляется только на определенную цель.
— Это очень хорошая поддержка от государства. И схема получения субсидии очень проста, — объясняет специалист. — Если человек решил организовать свое дело (предпринимательскую или ремесленническую деятельность), сначала нужно обратиться в наше управление. Субсидия составляет от 11 до 15 бюджетов прожиточного минимума. Зависит от того, где зарегистрирован частник. Если в сельской местности — около 4 тысяч рублей, если в городской — от 3 тысяч. Кроме того, он должен предоставить бизнес-план своего дела — охарактеризовать вид деятельности. И указать, на какие цели будут потрачены полученные деньги. Уже затем один раз в год он будет платить две базовые величины ремесленного сбора. Это всего 58 рублей.
Самыми популярными видами здесь стали деревообработка и розничная торговля.
— Знаете, люди раскрутились и сейчас благодарны, — подчеркивает Тамара Карань. — К примеру, есть мастер, который занимается сувенирной продукцией из дерева. Мы приглашаем его на все наши ярмарки. Да и за пределы города он выезжает. Активно берут субсидии и на развитие розничной торговли. Набирает популярность торговля через интернет. Открывают свое дело для оказание строительных услуг. Сейчас молодой крупчанин планирует взять субсидию на развитие агроэкотуризма. Он заканчивает строительство усадьбы на берегу озера Селява и на выделенные деньги планирует ее обустройство. Надеемся, у него все получится — сейчас люди стремятся отдыхать на природе.
Кому нужно привиться от ковида в первую очередь — создатель вакцины «Спутник V»
Православные отмечают Троицкую родительскую субботу: как правильно помянуть усопших
В Жодино ради строительства детского кафе вырубили лес?
«Контейнеры используют не по назначению». Почему в области вырастают горы мусора
«Закончили работы на одной из улиц». Как исправляют водную проблему в Вишневце
Кому нужно привиться от ковида в первую очередь — создатель вакцины «Спутник V»
Подвиг защитников Брестской крепости в первый день войны. Рассказ о двух лейтенантах
В Борисове опять проблемы с мостом. Что случилось?
«Ты что, в священники подался?» Вилейчане рассказали, зачем им борода
Православные отмечают Троицкую родительскую субботу: как правильно помянуть усопших
Азаренко вышла в полуфинал турнира в Берлине
Во втором матче чемпионата Европы по баскетболу сборная Беларуси уступила команде Словакии
Красота бывает опасной. Меловые озера в Любанском районе
«Слуцк» и «Шахтер» схлестнулись в областном дерби на стадионе «сахарных» — гости выиграли 4:1
Фотофакт: случчане встречают уикенд на пляже
Выбор Редакции
Технологии
Хобби и стиль
Происшествия
Общество
Образование
Новости партнеров
Недвижимость
Мультимедиа МЛЫН.BY
Люди
Это интересно
Здоровье
Еда
Диалог с властью
Дела житейские
В мире
Афиша
Особенности безработицы в республике Беларусь – это её тендерный характер. Работоспособными в Беларуси считаются все граждане, достигшие 16 лет. Порог трудоспособности у женщин – 55 лет, а у мужчин – 60 лет. Безработными признаются все, кто не имеет работы.
В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.
В 2021 году пособие было вновь повышено. Минимальный размер пособия составляет 29 белорусских рублей, а максимальный – 58.
21,75 белорусских рублей первые 13 недель после постановки на биржу труда. 21,75 бел. руб. ещё 13 недель. Эта сумма предназначена тем, кто ещё никогда не работал, и тем, кто не работал последний год и имеет общий стаж меньше 12 недель.
29 бел. руб. – первую половину срока выплат и 21,75 в оставшееся время получают следующие категории:
отработавшие в течение последнего года менее 12 недель;
перерыв в трудоустройстве 12 месяцев, но общий стаж больше года;
получающие пособие и одновременно отрабатывающие на общественных работах с оплатой.
Те, кто работал до обращения в службу занятости. При этом не имеет значения, работал он полный рабочий день или только с частичной занятостью. Сумма выплат в первый период будет 70% от уровня заработной платы на последнем месте. Вторые 13 недель – 50%. Но получаемая сумма не может быть больше 58 бел. руб. и не меньше 29 бел. руб.
В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:
Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.
При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.
Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.
Размер пособия по безработице в беларуси 2021 года
Сумма выплат зависит от нескольких факторов. Можно выделить категории безработных, получающих определённую сумму.
180 бел. руб. назначается всем проходящим курсы переподготовки или повышения квалификации.
360 – безработным в возрасте 29 лет, если их направили на обучение за пределы места проживания.
180 – гражданам до 29 лет, направленным на обучение за пределы места проживания при условии, что общий семейный доход на члена семьи больше прожиточного минимума.
540 назначается инвалидам, проходящим курсы переподготовки или повышения квалификации. В случае наличия прожиточного минимума на каждого члена семьи пособие сокращается.
Смысл принятого декрета состоял в следующем: каждый гражданин Беларуси, который на протяжении 183 дней в году не участвовал в пополнении государственного бюджета (т.е. не уплачивал налог), был обязан уплатить 20 базовых величин. Фактически, человек мог и не работать, но обязательно декларировать источники дохода и уплачивать налог.
Действие декрета распространялось не на всех. Из списка «иждивенцев» были исключены:
Инвалиды и недееспособные граждане
Лица до 18 лет
Пенсионеры
Один из родителей, воспитывающий ребёнка в возрасте до 7 лет, ребёнка-инвалида до 18 лет или 3 и более несовершеннолетних детей
Проживающие в Беларуси менее 183 дней в году (доказательство – штамп в паспорте о выезде за границу)
Военнослужащие (срочники, резервисты, участвующие в сборах)
Участники творческих союзов, которые занимаются творческим трудом
Лица под арестом и отбывающие срок боле 183 дней в году
Работники по гражданско-правовым договорам
Сезонные работники, трудящиеся полный сезон
Члены или работники по трудовому договору, задействованные в производственном кооперативе или фермерском хозяйстве
Собственники личного подсобного хозяйства
Студенты дневного отделения, получающие первое образование
Священнослужители, члены монашеских общин
Самозанятые, уплачивающие подоходный налог
ИП, уплатившие налог более 20 базовых величин
Спортсмены национальных сборных команд
Лица, получающие государственные пенсии или страховые выплаты ввиду несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Безработные, зарегистрированные в центрах занятости
Безработные в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации
Соответствующие органы осуществляли строгий контроль за всеми неработающими гражданами. В качестве предупреждения им высылались извещения с указанием обязательной уплаты сбора за безработицу.
Принятые меры по борьбе с иждивенцами продлились недолго. Три года спустя, 25 января 2018 года Президент подписал новый Декрет №1 «По содействию занятости». Он внёс существенные изменения в ранее принятый закон и буквально отменил его положения. С этого времени все граждане, которые не заняты в экономике, освобождались от выплаты налога.
Кроме того, на территории всей страны начали действовать комиссии, которые помогали гражданам:
Трудоустроиться
Пройти переобучение
Получить временную работу
Теперь, согласно последним новостям о законе, в 2020 году налог на тунеядство в Беларуси перестал действовать. Но несмотря на то, что крайнюю меру наказания отменили, неработающие всё равно находятся в зоне риска.
Если вы не работаете на протяжении 183 дней в году, вам грозит:
100% оплата ЖКУ. Если вы не трудоустроены и при этом являетесь собственником квартиры или дома, то оплачивать горячее водоснабжение, теплоснабжение и газоснабжение при наличии индивидуальных отопительных газовых приборов придётся по полным, а не субсидируемым тарифам.
Отсутствие государственной поддержки. Если вы попали под статус иждивенца, вам не выдадут льготный кредит или субсидию на строительство, реконструкцию или покупку жилья.
Минтруда: полный счет по жировке за январь тунеядцам выставят только в марте
Совмин определил, кто будет являться тунеядцем и что им за это будет
Фактическая безработица оказалась выше официальной в 11 раз
Новый декрет по тунеядцам в действии: власти назвали районы с проблемами на рынке труда
В Беларуси впервые за последние 10 месяцев выросло число официальных безработных
Тунеядцам придется раскошелиться
Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».
— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).
Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.
2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:
Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.
Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.
1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).
2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.
Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).
Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.
Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.
Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.
Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.
Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.
3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).
Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.
Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено. НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).
Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.
1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.
2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.
Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций. Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:
Нажмите, чтобы увеличить изображение
Нашумевший Декрет №3 относил к тунеядцам всех трудоспособных граждан, кто проработал в году менее 183 календарных дней.
Новое Положение предполагает более гибкий подход к определению социального иждивенчества — и учитывает не только категорию, к которой относится тот или иной гражданин, но также и жизненную ситуацию, при которой он лишился работы.
Благодаря Единому порталу электронных услуг это можно сделать онлайн.
C марта 2020 года услуга стала платной. На момент введения — 0,42 BYN, но стоимость увеличивается вместе с обновлением прейскуранта ОАИС. Подробнее об этом писал TUT.by
подростки, которым еще нет 18 лет (если 18 лет исполнилось в 2015 году, то можно не работать до конца года);
пенсионеры (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины – 60 лет), в том числе те, кто достиг пенсионного возраста в текущем году;
студенты дневной формы обучения (различные курсы и тренинги не засчитываются);
безработные, состоящие на учете в службе занятости (но на бирже можно состоять не более 3 месяцев);
владельцы агроусадеб: те, кто официально занимается агроэкотуризмом (это должен подтвердить местный исполком);
жители села и других населенных пунктов, имеющие участок и занимающиеся сельским хозяйством (Сельсовет должен подтвердить факт ведения сельского хозяйства);
женщины или мужчины, воспитывающие детей до 7 лет или детей-инвалидов до 18 лет или троих и более несовершеннолетних детей;
художники, музыканты, писатели, скульпторы, дизайнеры и др. Но они обязательно должны быть членами соответствующих творческих союзов;
фрилансеры, творческие люди, заработавшие за год минимум 70 базовых величин (сегодня это 12,6 миллиона). При этом неважно, сколько дней они работали;
адвокаты и нотариусы;
владельцы квартир, которые официально сдают свое жилье и платят налог;
монахи, священники и члены монастырской общины;
больные, находящиеся на больничном (должна быть соответствующая справка);
осужденные, отбывающие наказание в тюрьме, ЛТП или колонии более 183 дней;
военнослужащие, резервисты и военнообязанные во время сборов;
инвалиды независимо от группы или те, с кого сняли инвалидность в текущем году;
недееспособные граждане;
люди, которые получают выплаты по потере кормильца;
путешественники и гастарбайтеры — граждане Беларуси, которые находились в стране суммарно менее 183 календарных дней;
сезонные рабочие, отработавшие в течение полного сезона на сезонных работах.
«Налог на тунеядство» признали неэффективным даже в Беларуси
— Как будут искать неплательщиков? Кто это будет делать?
— Налоговая инспекция. МНС составит общий список всех, кто должен заплатить так называемый «сбор на финансирование государственных расходов». Туда попадут все, кто не работает более 183 дней. Местные налоговые инспекции будут рассылать приглашения к уплате налога. В случае неуплаты они же будут передавать сведения о неплательщиках в правоохранительные органы.
— Прислали извещение. Как доказать, что ты не тунеядец?
— Гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, которые свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении суммы сбора, — пояснил начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил РАССОЛЬКО. — Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут. В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.
Я зарабатываю 20 млн в месяц. Жена занимается домашним хозяйством. В совокупности наша семья платит налогов больше, чем указанная сумма налога. Почему и за что моя жена должна платить?
Виктор, Минск
— Конституцией Беларуси установлена обязанность каждого гражданина участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (статья 56). Каждый гражданин уплачивает налоги со своих доходов вне зависимости от их размера. Сбор, предусмотренный декретом №3, также не зависит от размера дохода. Взаимозачет дохода между членами семьи декрет не предусматривает, сбор каждый уплачивает индивидуально.
— Освобождены ли белорусы, работающие за границей, от уплаты сбора?
— От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождены граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтвержден документально.
— Что грозит тем, кто не заплатил налог на тунеядство?
— За неуплату или неполную уплату сбора декрет №3 предусматривает административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин или административный арест до 15 суток. При этом лица, в отношении которых применено административное взыскание в виде административного ареста, в обязательном порядке (в течение срока его отбывания) будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ, — говоритначальник департамента по гражданству и миграции МВД Алексей БЕГУН. — Это работа без оплаты, для выполнения которой не требуются определенные профессиональные знания и навыки.
— Что делать, если у человека реально нет денег на уплату налога на тунеядство?
— Этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход. Если самостоятельно не получается, следует обратиться в службу занятости по месту жительства.
По данным МОТ, из-за пандемии коронавируса во всем мире за 2020 год без работы осталось четверть миллиарда человек, что в четыре раза превышает показатели финансового кризиса 2008—2009 годов. А вот в Беларуси уровень фактической безработицы в последние годы только падал. В первом квартале 2018 года он достигал 5,1%, а 2019-го — 4,6%, за первые три месяца 2020 года — 4,1%. Теперь 4,2%. И это просто объяснимо: Беларусь не закрывалась на карантин и многие предприятия продолжали работать во всю мощь, даже несмотря на туманные перспективы поставок товара в пандемию.
До возникновения СССР борьба с тунеядцами не велась. Такое явление только получало социальное неодобрение. Когда к власти пришли большевики, началась перестройка всей политической системы. Для этого требовались деньги и трудовые ресурсы. Новое Правительство считало, что тунеядцев нужно перевоспитывать.
Такие идеи отразились в декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. По этому документу все жители Советского Союза, которые получали доход не от полезного обществу труда или использовали наемных работников, лишались политических прав. В 1951 году вышел указ о борьбе с иждивенцами. Но исполнение указа ограничилось осуждением только 1% безработных из 150 тысяч.
Серьезнее подошли к делу уже в 1961 году, когда вышел закон об ужесточении способов борьбы с иждивенцами. Наказанием для «паразитирующих» граждан стало переселение в специально отведенные регионы с конфискацией всего имущества и принудительной работой до 5 лет. Наказывали даже тех людей, которые получали доход от личного имущества — квартиры или автомобиля. Труд стал обязательным для всех граждан страны.
Только за 3 года, после вступления закона в силу, отправили в ссылку 37 тысяч человек. Под категорию тунеядцев в СССР порой попадало даже нетрудоспособное население. Наказывали в том числе и деятелей культуры и науки — поэта Иосифа Бродского, публициста Андрея Амальрика, актера Николая Годовикова.
В СССР тунеядство рассматривали в 3 формах:
бродяги;
попрошайки;
лица, ведущие «паразитический образ жизни».
Полезными обществу считались только граждане, которые работали по найму в государственных организациях или на предприятиях. Самозанятость в современном понимании тогда порицали.
Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.
От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:
Мать или отца ребенка до 7 лет.
Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
Адвокатов.
Нотариусов.
Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.
Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.
Во второй половине 2017 года граждане Беларуси начали протестовать, и властям пришлось идти на уступки. Штрафы за тунеядство отменили, а тем, кто уже заплатил его, вернули деньги. Но полностью налог не отменили. В 2018 году Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». По последним новостям в Белоруссии тунеядцами считают не работающих, не обучающихся и тех, кто не занят предпринимательством.
Налог на лень. Кого коснется декрет о тунеядцах
По сравнению с прошлыми декретами, нынешний документ указывает на изменения в форме сбора денег, но отношение к уклоняющимся от работы гражданам не изменилось. Основные положения нового закона о тунеядстве в Белоруссии:
Понятия налога на тунеядство больше нет. Его не применяют для финансирования расходов государства.
Внесенные платежи возвращают гражданам.
Кроме того, те, кто попал в категорию тунеядцев, должны оплачивать коммунальные услуги в 100% объеме. В то время как остальным гражданам государство оказывает субсидирование в оплате за горячее водоснабжение, газ и тепло. Безработные по неуважительным причинам граждане с 1 января 2019 года оплачивают по полному тарифу горячую воду, а с 1 октября — газ и теплоснабжение.
Неработающих без объективных причин граждан Беларуси переименовали в «социальных иждивенцев». Вероятно, экономическое давление на эту категорию белорусов продолжится, предположительно через оплату всех остальных социальных благ.
Европейские страны тратят большие суммы на поддержку неработающих лиц. Это порождает социальную проблему: граждане не хотят работать из-за того, что пособия для безработных сопоставимы с минимальным доходом трудящегося населения. Разница составляет 150-200 долларов. Другая социальная несправедливость — трудоустроенные граждане не получают льготы, которые положены безработным.
Но государства Европы принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан. Они предлагают поощрение работающим — открывают новые рабочие места, трудоустраивают только что окончивших вуз и без опыта. Кроме того, в Европе деятельность налоговой службы по выявлению неофициального заработка очень эффективна.
Получатели вычета
Размер вычета в 2021 году
Справочно: размер вычета в 2020 году
Плательщики
126 руб. при налогооблагаемом доходе не более 761 рубля.
117 руб. при налогооблагаемом доходе не более 709 рублей
Родители, имеющие детей до 18 лет и (или) на каждого иждивенца
37 руб.
34 руб.
Вдова (вдовец)
Одинокий или приемный родитель
Опекун или попечитель
Виды доходов
Размер, который освобождается от налога в 2021 году
Примечание
Справочно: размер в 2020 году
Стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Беларуси приобретенных для детей до 18 лет
Стоимость указанных выше путевок, оплаченных или возмещенных белорусскими юридическими лицами или ИП
954 руб.
На каждого ребенка от каждого источника
888 руб.
Доходы, полученные от физлиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности
Доходы в результате дарения
Доходы в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно