Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Новые статистические данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, за 2020 год опубликованы на официальном сайте ФНС России.
Сведения размещены в разделе «Контрольная работа» (в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок») и обновляются ежегодно.
В соответствии с концепцией одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков является отклонение уровня налоговой нагрузки у налогоплательщика от ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Актуализированы показатели для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиком
На сайте ФНС опубликованы новые статистические данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности за 2020 г.
Эти показатели нужны для самостоятельной оценки рисков. Один из критериев — отклонение уровня налоговой нагрузки у налогоплательщика от ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
В программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 вы можете самостоятельно проанализировать и оценить вероятность налоговой проверки. Программа берет усредненные данные по 12 показателям в вашей отрасли (например, средняя з/п) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей компаниями.
Для этих целей предназначен отчет «Оценка риска налоговой проверки», который расположен на закладке «Отчеты». С помощью отчета проводится анализ по двенадцати критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным, которые содержатся в базе и по данным созданной ранее регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Найти отчет можно в меню Отчеты — Анализ учета — Оценка риска налоговой проверки.
Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.
Какие бывают виды налоговых проверок?
Основных видов два: камеральная и выездная.
- Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
- Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».
Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.
Как оценить риск налоговой проверки: 12 критериев
- Критерии налоговой — чек-лист, который поможет оценить риск налоговой проверки.
- Если ваш бизнес подходит под несколько критериев — постарайтесь выйти из зоны риска в текущем году. Проверьте сведения, которые подали в налоговую раньше. Ошибки исправьте корректирующими отчётами. Это поможет компании не попасть в план проверок.
- Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
- Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
- Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
- Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Прошло то время, когда налоговые органы отслеживали только прямое нарушение норм налогового законодательства. Теперь в действиях компании они ищут признаки недобросовестности, среди ее контрагентов — фирмы-однодневки, к операциям налогоплательщика примеряют схемы уклонения от уплаты налогов.
Наиболее действенной мерой налогового контроля была и остается выездная налоговая проверка. Чтобы повысить эффективность налогового контроля, Федеральная налоговая служба в мае 2007 г. разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В ней представлены общедоступные критерии, которыми руководствуются налоговые органы при отборе объектов проведения проверки.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]
Поскольку критерии являются общедоступными, их могут использовать не только налоговики, но и налогоплательщики. В данной статье мы рассмотрим, как самостоятельно оценить налоговые риски и снизить вероятность того, что проверяющие проявят к налогоплательщику особое внимание.
Если уровень налоговой нагрузки компании ниже среднего по отрасли или виду экономической деятельности, то одному из критериев оценки налоговых рисков она уже соответствует. А значит, компания рискует попасть в план проверок.
Налогоплательщик может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки. Этот показатель определяется просто: нужно разделить общую сумму налогов, уплаченных за год, на сумму полученной выручки. После того как налогоплательщик сравнит уровень налоговой нагрузки со среднеотраслевым, он сможет оценить степень налогового риска и принять меры по его снижению.
При расчете используется сумма выручки без НДС и акцизов по данным бухгалтерского учета, а именно по данным строки 010 Отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Для определения уровня налоговой нагрузки используются налоги, по которым организация признана налогоплательщиком. Налоги, которые компания удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент, например НДС и НДФЛ, а также страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не участвуют в расчете.
Таким образом, необходимо взять величину следующих налогов, уплаченных за налоговый период (если организация является плательщиком этих налогов):
- налог на прибыль;
- НДС;
- ЕСН, за минусом взносов в Пенсионный фонд РФ;
- налог на имущество;
- акцизы;
- транспортный и земельный налог.
Полученное значение нужно сравнить со среднеотраслевым. Данные для сравнения можно найти в приложении к приказу ФНС России, которым утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.
Следует учитывать, что проверяющие могут определить динамику налоговой нагрузки компании за несколько лет. На основании данных Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) инспекторы без труда определят значение показателя не только за текущий, но и за предыдущий период деятельности. Соответственно снижение уровня уплаченных налогов может косвенно свидетельствовать о нарушениях в налоговом учете, а увеличение, наоборот, станет аргументом в пользу налогоплательщика.
В условиях экономического кризиса убытки могут понести не только новые или развивающиеся фирмы, но и крупные стабильные компании. Однако налоговики вряд ли будут делать скидку на кризисную ситуацию: если организация получает убытки не первый налоговый период или получила крупный убыток за один налоговый период, то внимания проверяющих ей наверняка не избежать.
Попавшим под подозрение организациям грозят отказ в вычете НДС и исключение расходов из налогооблагаемой базы. Рассмотрим, какие налоговые риски налогоплательщику следует принять во внимание.
Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку
Значительными считаются вычеты НДС, равные или превышающие 89% от начисленного налога.
Тем налогоплательщикам, которые хотят спланировать величину вычета, необходимо иметь в виду, что момент реализации права на вычет НДС относится к тому периоду, когда такое право возникло.
Напомним, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, необходимых для осуществления облагаемых НДС операций. Эти вычеты можно произвести только при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами, и после принятия продукции на учет (ст. 171 и 172 НК РФ).
Соответственно если налогоплательщик выполняет все условия для реализации своего права на вычет, он может использовать его только в рамках того налогового периода, когда это право возникло.
Факт несвоевременного включения вычета в декларацию по НДС инспекция может расценить как налоговое правонарушение, приведшее к завышению суммы вычетов в периоде их отражения в декларации и к занижению величины налоговых платежей в текущем периоде.
Если документы задержались…
При выполнении иных условий причиной более позднего применения вычета может стать несвоевременное поступление документов в связи с трудностями почтовой доставки или с отправлением документов из другого населенного пункта. Также бывают случаи, когда поставщики коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и других вовремя не обеспечивают документами своих потребителей.
Вычет не может быть заявлен при отсутствии документов, необходимых для его получения, — счетов-фактур, товарных накладных или актов приемки работ, услуг. В этой ситуации не выполняется одно из необходимых условий применения вычета. Такую позицию, в частности, занимают чиновники финансовых ведомств (см. письма МНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15, Минфина России от 23.06.2004 № 03-03-11/107, от 10.11.2004 № 03-04-11/200, от 16.06.2005 № 03-04-11/133, от 30.09.2005 № 03-04-11/253).
Налогоплательщику следует позаботиться о доказательствах того, что задержка документа произошла по не зависящим от него причинам. Подтвердить несвоевременное получение документов могут записи в журнале входящей корреспонденции или в журнале полученных счетов-фактур с зарегистрированной в хронологическом порядке датой фактического поступления документов по почте или через курьера.
Специалисты ФНС России рекомендуют налоговым органам сравнивать темп роста расходов организации с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) по данным налоговой и бухгалтерской отчетности.
В налоговой отчетности (декларация по налогу на прибыль) сравниваются следующие показатели (путем деления данных за текущий период на данные за предыдущий период):
- доходы по строке 010;
- расходы по строке 030.
Затем определяется соотношение темпов роста затрат и доходов (К1) по данным налоговой отчетности:
К1= (Расходы текущие / расходы предыдущие) : (Доходы текущие / доходы предыдущие).
В бухгалтерской отчетности сравниваются показатели Отчета о прибылях и убытках (форма №2) путем деления данных за текущий год на данные, полученные за предыдущий год:
- доходы по строке 010 (предположим, что данные этой строки соответствовали данным декларации по налогу на прибыль за предыдущий год);
- расходы по строке 020.
Затем определяется соотношение темпов роста расходов и доходов (К2) по данным бухгалтерской отчетности:
К2= (Расходы текущие / расходы предыдущие) : (Доходы текущие / доходы предыдущие).
Если коммерческие и управленческие расходы отражены не по строке 020, а отдельно, то при расчете проверяющие, скорее всего, учтут оба вида расходов. Коммерческие расходы представляют особый интерес для налоговиков, ведь именно их обычно завышают налогоплательщики. Только если они будут учтены, доходы и расходы будут сопоставимы.
Затем сравниваются оба полученных значения (К1 и К2). Если К1 больше К2, то налоговая инспекция возьмет организацию на заметку. Ведь в таком случае расходы компании, учтенные при налогообложении, увеличиваются быстрее, нежели расходы, учтенные в бухгалтерском учете.
Шестой критерий актуален для тех, кто работает по «упрощенке», платит ЕНВД или сельхозналог. Критерий применим к тем случаям, когда отдельные показатели компании, применяющей специальный налоговый режим, неоднократно в течение года приближаются (менее 5%) к допустимым пределам, установленным НК РФ для применения этого спецрежима.
В Концепции пояснено, о каких пределах идет речь. Приведем лишь некоторые из них:
- средняя численность работников компании или предпринимателя, применяющих систему налогообложения в виде УСН, не должна быть более100 человек. Значит, если в компании работает 95 человек, то предельное значение уже достигнуто;
- остаточная стоимость основных средств при применении системы налогообложения в виде УСН не должна превышать 100 млн руб. Соответственно предельной является величина в размере 95 млн руб.;
- площадь торгового зала при ЕНВД не должна превышать 150 м2 (предельное значение — 142 м2).
- площадь спальных помещений в гостинице должна быть не более 500 м2 (предельное значение — 475 м2).
Этот критерий следует учитывать индивидуальным предпринимателям, которые заявляют в налоговых декларациях профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ), составляющие свыше 83% от их доходов. Соотношение между доходами и вычетами рассчитывается один раз в год на основе декларации индивидуального предпринимателя.
Обращаем внимание на то, что при расчете соотношения не должны учитываться имущественные стандартные вычеты, которые полагаются любому физическому лицу при продаже и покупке недвижимости, а также социальные вычеты, предоставляемые, например, при оплате обучения.
Для организаций на общей системе налогообложения
Если в каждом квартале расходы растут быстрее доходов, это подозрительно. Возможно, бизнесмен занижает доходы или завышает расходы, чтобы не платить налог на прибыль.
Расходы ИП близки к доходам
Для ИП на общей системе налогообложения
Бывает, предприниматель по результатам года выходит в ноль — расходы равны доходам. В этом случае платить налог на доходы физических лиц не с чего. Налоговая может заподозрить, что бизнесмен подгоняет расходы под доходы, чтобы не платить налог.
Также бизнесмена заподозрят в махинациях, если налоговый вычет на доходы физических лиц окажется выше 83% от суммы доходов.
Мы поговорили с бизнесменом из Питера, который производит мебель. Он руководит ООО на общей системе налогообложения. Это самый сложный налоговый режим из всех: бизнесмен платит НДС, налог на прибыль, транспортный налог и налог на имущество. Он поделился опытом, как ему удается избегать выездных проверок.
За пять лет к бизнесмену ни разу не пришли с налоговой проверкой. Это заслуга бухгалтера на аутсорсе — он проверяет показатели фирмы по всем 12 критериям. В течение года он следит, чтобы налоговая нагрузка была не ниже, чем по отрасли, контролирует доходы, расходы, начисление НДС и сумму налоговых вычетов по нему. Фирма не связывается с сомнительными схемами и подозрительными компаниями — дотошно проверяет каждого поставщика. А в конце года, прежде чем подать декларацию, бухгалтер еще раз прогоняет показатели фирмы по всем критериям налоговой. Это работает: бизнесмен не нарушает закон, и налоговики его не тревожат.
Бизнесмен рассказал, что помимо 12 критериев есть еще один, на который ориентируются налоговики — минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Они наверняка придут с проверкой к тем, кто платит своим работникам зарплату ниже минимального уровня. Для Питера с 1 мая 2018 года МЗП равна 17 000 ₽, но бизнесмен предпочитает платить на тысячу-две больше, чтобы наверняка. Этим негласным правилом руководствуются как налоговики, так и бизнесмены.
Мы не можем гарантировать, что вы не попадете в план проверок, даже если у вас все показатели в норме. Но опыт бизнесмена, с которым мы разговаривали, показывает, что ни разу не попасть в план проверок возможно.
Налоговики составляют план проверок не наобум, а только после того, как проанализируют годовую отчетность. Потенциальных нарушителей отбирают по 12 критериям. В первую очередь займутся теми, кого заподозрят в преступной деятельности, отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Затем заинтересуются бизнесменами, у которых зашкаливают один-два показателя. Бизнесмены, у которых все показатели в норме, вряд ли попадут в план проверок
Чтобы узнать, грозит ли вам проверка:
1. Оцените свой бизнес по критериям налоговой.
2. Если обнаружили отклонения, проверьте, все ли операции попали в отчет для налоговой и нет ли ошибок в расчетах.
3. Если ошиблись, подайте корректирующий отчет. Если ошибок нет, вы ничего не нарушили, всё законно и подтверждающие документы на месте, предоставите их налоговой в случае проверки.
4. Чтобы в дальнейшем не попасть в план проверок налоговой, старайтесь не отклоняться от нормы по тем показателям, на которые они ориентируются.
- Стратегия социально-экономического развития
- Паспорт региона
- Районы и города
-
Знаменитые вятчане
- Знаменитые вятчане
- Почетные граждане
- Награды и премии Кировской области
- Герои Отечества
- О награждении государственными наградами
-
История и символика
- История
- Символика
- Культурное наследие
- Великорецкий крестный ход
-
Народные промыслы
- Народные промыслы Вятского края
- Дымковская игрушка
- Средства массовой информации
- Общественная палата
Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:
Сумма налогов / Выручка * 100%
Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.
Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.
Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.
Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.
Мигрирующая компания
В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.
Налоговые риски можно оценить самостоятельно
Само по себе ведение бизнеса с привлечением посредников не является нарушением. Но если их слишком много и/или они взаимозависимы, это может вызвать подозрение инспекторов. Такая же реакция будет и на крупные сделки со вновь организованными фирмами. ФНС всеми силами старается бороться с однодневками, которые используются в налоговых схемах и при обналичивании денежных средств.
Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%
Рентабельность активов рассчитывается так:
Прибыль / Активы * 100%
Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:
600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%
По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.
Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.
ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.
Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.
Оценка профессиональных рисков станет обязательной в 2021 году
Сумма вычета максимально приближена к сумме дохода ИП за календарный год По мнению инспекторов доля вычетов не должна превышать 83 процента в общей сумме доходов бизнесмена Заключение договоров с перекупщиками, или привлечение посредников (агентов, комиссионеров) Предполагается, что ИП может получать необоснованную налоговую выгоду ИП не представляет инспекторам пояснения о показателях отчетности при получении соответствующих уведомлений из Смена адреса места деятельности Постоянное изменение места нахождения («миграция» между инспекциями) Для фирм предусмотрено ограничение — 2 и более случая с момента госрегистрации юрлица.
Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Таким образом, регулярное проведение самостоятельной оценки налоговых рисков, как в ходе осуществления хозяйственных операций, так и по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, позволит налогоплательщику своевременно их устранить и в случае необходимости уточнить свои налоговые обязательства.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и другая информация о порядке проверок налогоплательщиков размещается на официальном интернет-сайте ФНС России.
Многие уверены, что в первые три года, с момента регистрации, им не грозит выездная налоговая проверка. Исходя из этого, некоторые налогоплательщики меняют юридическое лицо, каждые три года.
Такое мнение сложилось, вероятно, из-за некорректного толкования Закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…». В п.2 ст.9 Закона говорится, что плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.
Согласно п.8 ст.
9 №294-ФЗ, основанием для проведения плановой проверки, является истечение трех лет со дня государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя (ИП), или три года с даты окончания последней проверки.
В случае, если в управлении федеральной налоговой службы в отношении организации, имеется информация о возможных нарушениях, эти данные направляются в территориальную налоговую инспекцию. Уже местная инспекция самостоятельно принимает решение о проведении проверки.
Да, риски налогоплательщика в этом случае увеличиваются, но совсем не обязательно, что будет принято решение о проведении именно выездной проверки. Это не тот случай, когда управление ФНС дает инспекции четкие указания для проведения ВНП в отношении конкретной организации.
Налоговая назвала 12 поводов для проверки бизнесмена
Очень часто, налогоплательщик, узнав, что попал в план проверок, быстро меняет адрес места нахождения, для того, чтобы встать на учет в другой налоговой инспекции, пытаясь тем самым избежать ВНП.
Если, налоговая инспекция узнает об этом, то в течение 7 рабочих дней контролеры должны успеть принять решение о проведении ВНП и вручить представителю организации.
Если организация уклоняется от получения на руки данного решения, то налоговая отправляет ее по почте.
Если ИФНС успела вынести решение о проведении выездной налоговой проверки до того, как организация сменила адрес, то она будет проводиться, даже если организация будет поставлена на учет в другой налоговой инспекции.
Если же руководитель ИФНС не успел в срок вынести решение, и организация успела сменить юридический адрес, то в этом случае, работники инспекции могут обратиться в ИФНС, куда организация встала на учет, с просьбой провести в отношении указанного налогоплательщика ВНП. Тем более, что своими действиями организация лишний раз подтвердила, что представляет интерес для проведения проверки.
03 Республика Бурятия Дата публикации: 02.02.2018 Издание: ТПП РБ Тема: Рискоориентированный подход Источник:  Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.3.
Уважаемые налогоплательщики! Приказами ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/[email protected], от 14.10.2008 №ММ-3-2/[email protected] введены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Налогоплательщикам, желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков и уточнить налоговые обязательства путем подачи в налоговый орган по месту нахождения организации уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Автор: Татьяна Никанорова 22.10.2010 Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (введено Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected], в ред.
Приказа ФНС РФ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected]) Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков N 1 может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации (Приказ ФНС РФ от 22.09.2010 N 1.
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.
Обновлены показатели для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками
Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – Концепция) предусмотрены так называемые общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Всего таких критериев 12: 1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности); 2.
Подготовлены на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.20071.
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.3.
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога, равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).По налогу на прибыль организаций.Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.5.
Уважаемые налогоплательщики!
Год назад ФНС России в Концепции налогового планирования выездных налоговых проверок определила и назвала одиннадцать критериев оценки налоговых рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.• Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
• Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
• Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
• Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
• Непредставление
Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:
- Идентифицировать опасности на рабочих местах. Тут главное ответить на вопрос «С каким риском может столкнуться работник?», в следствии наступления которого может наступить несчастный случай». При выявлении опасностей необходимо учесть применяемое оборудование и материалы, условия окружающей среды, состояние производственных помещений, виды выполняемых операций, технологический процесс. Особое внимание стоит обратить требования новых правил по охране труда, например в новых ПОТ при работе в ОЗП, процедуре выявление риска посвящен целый раздел.
- Провести процедуру оценки уровня профессиональных рисков. В настоящий момент в Российском законодательстве не установлены единые требования к правилам оценки выявленных опасностей, поэтому работодатель может использовать методы из ГОСТов или разработать свою методику оценки рисков. Каждый выявленный риск необходимо описать, с указанием вероятности его возникновения и возможных последствий.
Пример карты оценки риска:
Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:
- Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
- ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
- Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.
Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.
В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.
Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.
Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.
О критериях самостоятельной оценки рисков
Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.
Специалисты нашей компании:
- Совершат выезд в Вашу организацию;
- Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
- Оценят функционирование системы управления охраны труда;
- Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
- Проведут консультации по применению результатов оценки;
- Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.
Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.
«Миграция» между налоговыми органами Одним из критериев такой оценки является неоднократное снятие с учета и постановки на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
«Миграция» налогоплательщика может быть оправданной, если по новому месту регистрации у налогоплательщика имеется больше возможностей для осуществления общедоступные деятельности, направленной на получение дохода. Низкая налоговая нагрузка Определяется налоговая нагрузка как отношение суммы уплаченных налогов к полученной выручке (п. 1 Приложения N 2 к приказу N Сумма уплаченных налогов определяется как сумма всех уплаченных налогов за календарный год за минусом сумм налогов, возвращенных налоговыми органами на расчетные счета налогоплательщика.
Ильдар Резепов, начальник юридической службы ООО «Ай Пи Эр Медиа» Опубликовано в журнале «Современный предприниматель» № 11 (ноябрь 2008 года) Сумма налогов, уплачиваемых ИП ниже среднего уровня по отрасли или по виду деятельности Показатель определяется делением общей величины уплаченных налогов к выручке (обороту). Средние данные для сравнения приводятся в приложении 3 к Приказу от 30 мая 2007 г.
Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям. Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться: 1.
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Поэтому нельзя забывать, что снижение налоговых платежей всегда вызывает живой интерес у налоговых органов, что сказывается на увеличении налоговых рисков у налогоплательщиков.
Одним из основных критериев самостоятельной оценки налоговых рисков для налогоплательщиков является размер налоговой нагрузки Как правило, низкая налоговая нагрузка включает в себя другие признаки, характеризующие налоговый риск, но являющиеся самостоятельными критериями: — убыточность финансово-хозяйственной деятельности: риск включения в план проверок повышается, если в бухгалтерской или налоговой отчетности присутствуют убытки на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение 2 и более календарных лет). — высокая доля налоговых вычетов: в налоговой отчетности не должны отражаться значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.
Критерии оценки степени риска
. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков Автор: · Опубликовано 25.07.2013 · Обновлено 27.01.2014 Таким образом, с помощью указанных критериев налогоплательщики могут самостоятельно проверять риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности и с их учетом своевременно уточнять свои налоговые обязательства.
Предлагаемые критерии оценки рисков позволяют налогоплательщикам максимально уменьшить вероятность включения в план выездных налоговых проверок.
ОЦЕНКА ОБЩЕДОСТУПНЫХ КРИТЕРИЕВ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК336.225.62 ББК65.291.9-23
йй!: 10.22394/2304-3369-2019-5-80-88
ГСНТИ 06.81.85 Код ВАК 08.00.05
Ю. В. Брехова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия ЛиШогГО: 664343
А. Н. Табаков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия ЛиШогЮ: 551716
В. В. Яковенко
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия ЛиШогГО: 668707
АННОТАЦИЯ:
Цель. Анализ факторов, инициирующих налоговые риски и определение параметров приемлемого налогового риска.
Методы. Методология научно-исследовательской работы основана на системном подходе и диалектическом методе познания с использованием методов анализа и синтеза, сочетания логического и исторического, функционирования и развития, индукции и дедукции. Результаты и практическая значимость. В статье анализируются налоговые риски, сопровождающие деятельность хозяйствующего субъекта, определены факторы налогового риска. Основываясь на общедоступных критериях, по которым налоговый орган выбирает объекты для проведения выездной проверки, организация может систематически проводить самостоятельную оценку на основе результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В статье сформулирована цель управления налоговыми рисками, как обеспечение нахождения организации в зоне безубыточности, т.е. когда, финансовые результаты обеспечивают в случае наступления рискового события погашение штрафных санкций, не учитываемых в расходах. Практическая значимость работы заключается в определении степени приемлемости налоговых рисков. При этом оценка риска позволяет принимать решения, позволяющие формировать условия хозяйственной деятельности организации, при которых достигаются планируемые финансовые результаты.
Научная новизна. Предложена методика количественной оценки налоговых рисков на основании ^ сценарного логико-вероятностного подхода. Налоговые риски оцениваются вероятностями на-^ значения выездной налоговой проверки и доначисления сумм налогов и начисления штрафов и пени, на основании анализа вектора вероятностей возникновения событий, связанных с не-/ соблюдение рекомендуемых налоговыми органами значениями общедоступных критериев. ^ Показатель вероятности наступления рисковой ситуации определяется характером правона-^ рушения и официальной позицией Минфина России и налоговых органов, сложившейся судеб-и,- ной практики, низкому уровню риска соответствует значение вероятности — 0,05, умеренному — 0,35, среднему — 0,75, высокому — 0,95. Высокий уровень риска свидетельствует о том, что ^ требования налогового законодательства нарушены; позиция Минфина РФ и налоговых орга-¡аз нов, а также судебная практика по данному вопросу неблагоприятны, либо судебная практика ^ отсутствует.
Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.
Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:
выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
предупреждение налоговых правонарушений.
При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе “зон риска” совершения налоговых правонарушений.
Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.
Настоящая Концепция разработана в целях:
1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;
2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в “теневом” секторе экономики;
5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:
1. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков.
2. Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений.
3. Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.
4. Обоснованность выбора объектов проверки.
В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.
Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.
Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.